«Феномен молодежной субкультуры возник лишь во второй половине этого века. Следовательно, его возникновение каким-то образом связано с теми социокультурными процессами, которые имели место в тот период и, видимо, имеют сейчас. Эти процессы связаны с глобальными переменами в общественной жизни и общественном сознании обусловленными переходом от эпохи модерна к эпохе постмодерна.

Быстро меняющаяся действительность эпохи постмодернизма и ее все более противоречивый облик вынуждают к поливариантным подходам в ее оценке, к рассмотрению процессов с многих позиций, с точки зрения многих идейно-ценностных ориентаций. Классических догматов явно не хватает, что бы объяснить все многообразие происходящего. Поэтому нигилизм в условиях цивилизации постмодернизма все больше проявляет себя как скептицизм, недоверие к сложившимся традиционным формам духовного опыта и мышления, побуждает к поиску рациональных определений, хотя и краткосрочных по своему назначению, но в достаточной степени адекватно объясняющих новую действительность. Критика предшествовавшего знания науки и систем ценностей становится одним из центральных направлений исследовательских усилий.

Критический эмпиризм, то есть скрупулезное изучение фактов бытия, дополняется в таком подходе критическим рационализмом, ибо из познанных фактов выстраивается система знаний, имеющая прикладное практическое значение, остро направленное на достижение совершенно определенных узких и очень часто индивидуальных человеческих целей. Этот невыход за пределы реально существующего мира придает особую конкретную наполненность повседневному труду и действию, лишает романтической, завышенной оценки все происходящее, срывает с события покровы тайны, в том числе и с человеческих отношений. Все скрытые темы человеческой жизни обнажаются и выдвигаются на поверхность исследовательского интереса, все табу отвергаются. Ничего нет запретного, но ничего нет и постоянного в оценках. Чрезвычайно обостряется интерес к познанию духовных глубин, душевных тайн с тем, чтобы дойти до первоначальных кирпичиков духовного компонента жизни, придать им остро практическое, целенаправленное применение. Все иллюзии, побег от действительности, уход в иные измерения явно воспринимаются как отдых, расслабление, выключение из постоянных процессов жизнедеятельности. Постмодернизм не отвергает ни модернизм, ни любые другие культурные парадигмы, но ликвидирует ту статусную иерархию, вершину которой занимали творцы и эксперты, а массам "приходилось ютиться у подножия". Отвергается и различие между центром и периферией, между создателем культурных произведений и аудиторией и, даже между совершенным или высоким в искусстве и случайным или повседневным». (из диплома некоего Ю. Шафороста о молодежных субкультурах)

Из всего вышесказанного при изучении субкультуры фанатов ключевыми являются два момента: побег от действительности и стирание различий между автором и аудиторией. Можно сказать, что они и составляют суть этой субкультуры. Фанатство – во многом побег от действительности в иллюзорный мир любимого произведения. Для большинства фанатов этот мир существует как бы параллельно миру реальному, и они делят свое время и силы между тем и другим. А отсутствие границ между автором и читателем как раз и порождает вторичную литературу, в которой читатель становится соавтором. Третий очень важный момент – отрицание романтизма повседневной жизни. В. А. Луков в своем исследовании «Особенности молодежных субкультур в России» выделяет целую группу субкультур, целью которых является романтическая компенсация повседневной рутины, и называет среди них и толкинистов, правда, путая их при этом с ролевиками.