Логин
Мысль о том, что фанфикшн исторически неоднороден возникла у меня довольно давно и была озвучена в моем дипломе. Вот что там написано:
На первый взгляд кажется, что фанфикшн – западное явление, появившееся в России вместе с Интернетом. На самом деле это не совсем так. Вернее было бы сказать, что есть две традиции: западная и русская. Сложно сказать, на какой стадии объединения находятся эти традиции, но изначально они различны. То, что сейчас представляет собой фанфикшн, является синтезом двух традиций, причем западная одерживает верх.
Отечественная традиция фанфикшена, начиналась со стихов, посвященных любимому произведению, и до сих пор стихи в ней преобладают над прозой, тогда как в западной традиции их очень мало. Причем качество тоже существенно различается – в русской традиции оно намного выше. Отечественная традиция вообще больше внимания уделяет литературным достоинствам фанфика и более направлена на соавторство с произведением, поскольку вышла в основном из среды образованной, близкой к творческим кругам. Кроме того, тематическая направленность тоже несколько отличается. Западная традиция интересуется, прежде всего, героями, их личностью, тогда как отечественная нередко задается философскими вопросами, в то время как все остальное отходит на второй план. Поэтому различны и критерии оценки. В русской традиции очень важно соответствие или несоответствие фанфика идеям исходного произведения, то есть принятие их или полемика. Это и есть основной критерий. В западной традиции он имеет мало значения, а довольно часто отсутствует вовсе. Там большинство фанфиков крайне примитивно с философской точки зрения, хотя это не всегда наносит ущерб их литературным достоинствам.
Дальше речь идет об отечественных толкинистских фанфиках, что само по себе интересно, но речь сейчас не о них. Речь о том, что теперь мне эта ситуация представляется более сложной. Изначально существовало две фэндомские традиции: английская, литературная и американская, кинематографическая. В приведенном выше отрывке речь идет главным образом о второй, но к тому моменту, как я (и, верятно, мы все) с ними познакомились, они успели основательно перемешаться. И тем не менее, мне кажется, что они все-таки различны. Английская традиция берет начало еще в 19м веке, с почитателей творчества Джейн Остин и Артура Конан Дойля. Насколько мне известно, эти почитатели были весьма активны, занимались литературным творчеством по мотивам и пытались оказать влияние на судьбу любимых героев через автора. Весьма фанатское поведение, не правда ли?.. Что касается амереканской традиции, то она возникла где-то в середине 20 века, с выходом на экран Стар Трека и Звездных Войн. Если книги Остин и Дойля - маленькие мирки в большом мире, живущие своей отдельной жизнью, то вышеназванные киноэпопеи - целый мир с множеством мест и историй, или, точнее, сразу два мира. Конечно, фильмы охватывали лишь некоторые аспекты этих миров, но нашлось много желающих заполнить лакуны. были написаны сотни книг, по большей части не слишком высокохудожественных, но все равно пользовавшихся спросом среди фанатов. Вероятно, именно это и привело к созданию всем нам известной системы жанров и стандартной шапки. По правде говоря, у меня нет никаких сведений о том, где именно их придумали, но мне почему-то кажется, что в Америке. А вот что слэш изобрели треккеры - это факт. И АУ скорее всего тоже (об этом стоит поговорить отдельно). Естественно, со временем все эти "открытия" стали всемирными и прижились даже там, где изначально были совсем другие обычаи (например у нас). Что касается остальных стран, то я понятия не имею, что там происходит. Может, там свои истории и свои фанаты со своими интересными идеями. Но до нас все это видимо не дошло.
На первый взгляд кажется, что фанфикшн – западное явление, появившееся в России вместе с Интернетом. На самом деле это не совсем так. Вернее было бы сказать, что есть две традиции: западная и русская. Сложно сказать, на какой стадии объединения находятся эти традиции, но изначально они различны. То, что сейчас представляет собой фанфикшн, является синтезом двух традиций, причем западная одерживает верх.
Отечественная традиция фанфикшена, начиналась со стихов, посвященных любимому произведению, и до сих пор стихи в ней преобладают над прозой, тогда как в западной традиции их очень мало. Причем качество тоже существенно различается – в русской традиции оно намного выше. Отечественная традиция вообще больше внимания уделяет литературным достоинствам фанфика и более направлена на соавторство с произведением, поскольку вышла в основном из среды образованной, близкой к творческим кругам. Кроме того, тематическая направленность тоже несколько отличается. Западная традиция интересуется, прежде всего, героями, их личностью, тогда как отечественная нередко задается философскими вопросами, в то время как все остальное отходит на второй план. Поэтому различны и критерии оценки. В русской традиции очень важно соответствие или несоответствие фанфика идеям исходного произведения, то есть принятие их или полемика. Это и есть основной критерий. В западной традиции он имеет мало значения, а довольно часто отсутствует вовсе. Там большинство фанфиков крайне примитивно с философской точки зрения, хотя это не всегда наносит ущерб их литературным достоинствам.
Дальше речь идет об отечественных толкинистских фанфиках, что само по себе интересно, но речь сейчас не о них. Речь о том, что теперь мне эта ситуация представляется более сложной. Изначально существовало две фэндомские традиции: английская, литературная и американская, кинематографическая. В приведенном выше отрывке речь идет главным образом о второй, но к тому моменту, как я (и, верятно, мы все) с ними познакомились, они успели основательно перемешаться. И тем не менее, мне кажется, что они все-таки различны. Английская традиция берет начало еще в 19м веке, с почитателей творчества Джейн Остин и Артура Конан Дойля. Насколько мне известно, эти почитатели были весьма активны, занимались литературным творчеством по мотивам и пытались оказать влияние на судьбу любимых героев через автора. Весьма фанатское поведение, не правда ли?.. Что касается амереканской традиции, то она возникла где-то в середине 20 века, с выходом на экран Стар Трека и Звездных Войн. Если книги Остин и Дойля - маленькие мирки в большом мире, живущие своей отдельной жизнью, то вышеназванные киноэпопеи - целый мир с множеством мест и историй, или, точнее, сразу два мира. Конечно, фильмы охватывали лишь некоторые аспекты этих миров, но нашлось много желающих заполнить лакуны. были написаны сотни книг, по большей части не слишком высокохудожественных, но все равно пользовавшихся спросом среди фанатов. Вероятно, именно это и привело к созданию всем нам известной системы жанров и стандартной шапки. По правде говоря, у меня нет никаких сведений о том, где именно их придумали, но мне почему-то кажется, что в Америке. А вот что слэш изобрели треккеры - это факт. И АУ скорее всего тоже (об этом стоит поговорить отдельно). Естественно, со временем все эти "открытия" стали всемирными и прижились даже там, где изначально были совсем другие обычаи (например у нас). Что касается остальных стран, то я понятия не имею, что там происходит. Может, там свои истории и свои фанаты со своими интересными идеями. Но до нас все это видимо не дошло.
это вы про потребность писать уползательные фики?